Нью-Васюки по-омски

100 с небольшим лет назад была проделана афера, какой прежде горожане не знали.
100 с небольшим лет назад была проделана афера, какой прежде горожане не знали.
 
Это было удивительное для Омска время. Транссибирская магистраль изменила судьбу сибирских городов. Губернский Омск с вводом в строй железной дороги получил импульс для стремительного торгово-промышленного развития. В 1893 году население города составляло 41 697 человек, а в 1910-м – 127 869. А все оттого, что в 1894 году было окончено строительство железной дороги между Челябинском и Омском, а в 1896-м – моста через Иртыш.
 
Второе дыхание
Двумя словами – время расцвета. В Омске открывались гимназии, больницы, строились храмы – город стал центром епархии. Провинциальный губернский город с постройкой моста обрел второе дыхание. Он стремительно превращался в крупный транспортно-распределительный и промышленный центр.
 
«За Омском начинает упрочиваться слава будущего торгового центра», – писал в очерке «Города Сибири» Григорий Потанин. 

Железная дорога прошла в 3,5 километрах южнее городской черты, и это определило новые площадки для застройки. На левом берегу в двух километрах от Иртыша был создан Омский пост, где образовался и быстро рос поселок, получивший имя Куломзино – по фамилии руководителя строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
 
Земля в Ново-Омске
И вот в 1910-м реклама навязчиво внушает омичам, что самым перспективным местом будущей застройки станет территория на левом берегу Иртыша южнее станции Омск-Пост. Город заполонила настойчивая и искусная реклама земли в Ново-Омске, отчего с каждым месяцем цена на участки в этом городском предместье, которое сегодня называют Старым Кировском, сказочно росла. И прогнозы – как у Ильфа и Петрова про Нью-Васюки. Остап Бендер вдохновенно пускал пыль в глаза спустя пару десятков лет после того, как увлекли омичей несбыточной мечтой его предшественники. Может быть, в основе замысла этого эпизода из «Двенадцати стульев» была омская история, которую кто-то рассказал авторам?
 
Успех рекламной кампании «Покупайте землю в Ново-Омске!» обеспечивался участием в ней редактора газеты «Омский телеграф» Иосифа Познера. Редактор-предприниматель не жалел места на описание счастливых перспектив для успевших купить участки за рекой.
 
Вот что обещалось: будет построен еще один мост через Иртыш – для гужевого транспорта. Главный городской вокзал переместится на левый берег. Здесь же будет главный омский базар, появятся здания, предприятия, школы. Словом, Омск устремится в Ново-Омск, и надо успеть быть первым.
 
Почему омичи поверили и понесли свои кровные сказочникам? Во-первых, на их глазах воплощались самые смелые прожекты. Кто бы мог подумать еще двадцать лет назад, что в город придет иностранный капитал, что так бурно развернутся стройки.
 
Насчет второго моста к Нью-Васюкам по-омски махинаторы с землей блестяще сыграли на чувствах жителей города. Очень сильным чувством после сдачи Транссиба была обида. Оказывается, после завершения строительства магистрали три города остались в обиде: Томск, Колывань и… Омск.
 
Недовольство жителей Томска и Колывани понятно: железнодорожная магистраль обошла эти старинные сибирские города, предопределив остановку в развитии и, напротив, бурный рост Новониколаевска, переименованного в советское время в Новосибирск.

В чем же заключалась омская печаль?
 
Штумпфовы хлопоты
Когда приступили к сооружению железнодорожного мостового перехода, местные власти Омска во главе с генерал-губернатором обратились в Комитет по строительству Сибирской железной дороги с просьбой приспособить новый мост для экипажного и пешеходного передвижения устройством второго яруса либо за счет расширения настила. Вопрос рассматривался в комитете и в Министерстве путей сообщения. Однако никто не поддержал омичей.
 
И вот – ура! – будет построен новый мост. Вера в это укреп­лялась газетными сообщениями. Например, о том, что председатель Биржевого комитета Филипп Штумпф по дороге на лечение за границей задержался на две недели в Петербурге, чтобы в высших сферах хлопотать о формировании акционерного  общества по постройке моста через Иртыш. Штумпф – человек в Омске известный и уважаемый. Гласный городской думы, образцовый хозяин, председатель Общества коннозаводства. Он действительно хлопотал о мостовом переходе через Иртыш. А в газетах подано было, что выхлопотал.
 
Разоблачение аферы
Аферу с Ново-Омском разоблачила газета «Омский вестник», которая была конкурентом «Омского телеграфа». Два издания бывало ссорились, судились, обвиняя друг друга в диффамации.

8 января 1911-го «Омский вестник» опубликовал заметку под заголовком «О будущем «Чикаго».
 
В это время, на Святках в Омске проходили маскарад за мас­карадом – была такая забытая ныне забава. И в Коммерческом клубе появилась оригинальная мас­ка. Она носила плакат с надписями «Новый Омск. Будущий Чикаго», «Земельная авантюра». На оборотной стороне плаката были помещены фамилии акционеров – создателей мифа, а под ними надпись: «Пускание мыльных пузырей». Сатирическая маска на злобу дня публику повеселила, но не была удостоена победы в конкурсе.
 
Старый Кировск – и по сей день тихий уголок. А первый коммунальный мост через Иртыш был введен в строй только в 1959 году – Ленинградский. И его расположение предопределило бурное развитие не Старого Кировска, а Левобережья напротив центра Омска.
 
Это давнее предприятие с продажей «золотых» участков – предтеча сегодняшних «МММ» и прочих «Селенгов». Психология людей на заре капитализма в России и в постсоветское время похожа – они одинаково доверчивы. На чем и играют ушлые люди.
 
 
Справка

О будущем «Чикаго»

8 января 1911 года в «Омском вестнике» вышла заметка под заголовком «О будущем «Чикаго»:
«Раздутое значение будущего «Чикаго», как его рекламировали земельные спекулянты, очевидно, понято публикой, и сегодня приходится наблюдать, что цены на землю в Ново-Омске падают с такой же быстротой, с какой еще не так давно возрастали, - писала газета. - Приемы, которые пускали в ход земельные спекулянты, чтобы побольше наловить рыбки в мутной воде, а именно: распространяемые слухи, что в Ново-Омске будет вокзал Тюмень-Омской дороги, будут устроены торговые ряды и прочее - устарели... Пущена новая «утка», что будет строиться в Ново-Омске мост через Иртыш. Но и она уже не в состоянии поднять значение Ново-Омска, который ценится публикой совсем низко».
 
«Молочная речка»
История с Ново-Омском еще долго будоражила горожан. В марте 1911 года «Омский вестник» продолжал фельетонно высмеивать ее в жанре бесплатных объявлений: «!!Дешево!! Только на наших участках течет молочная речка с кисельными бережками! Торопитесь раскупать места! Товарищество Ново-Омск». А в декабре 1911-го глава епархии епископ Владимир специально выехал в Ново-Омск, чтобы ознакомиться с воплощением грандиозных планов. Увы, ничего перспективного преосвященный Владимир там не нашел.
©
URL: http://omskregion.info/news/7878-nyu_vasyuki_po_omski/
Дата публикации:03/10/2012 14:45