«Что делать? Танцевать!»

Заслуженный артист РФ, легенда омской сцены Виктор Тзапташвилли отмечает юбилей.

В сказке «Золушка» Евгения Шварца есть очаровательный персонаж – господин маркиз Падетруа. Тот самый, что служил главным танцмейстером у Спящей красавицы, сто лет проспал вместе со всем штатом королевского замка, а став министром бальных танцев, помог королю элегантно выпутаться из безвыходной ситуации, когда тому предъявили мачехину дочку в золушкиной туфельке. «Что делать, маркиз?» – «Танцевать, конечно!».

Едва я напомнила Виктору Датиковичу эту историю, чтобы узнать, можно ли с помощью танца «сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце справедливым», как он вспомнил, что в свое время роль маркиза Падетруа в спектакле Владимира Рубанова играл Сергей Оленберг. И мы заговорили о театре, в котором заслуженный артист РФ, легенда омской сцены, главный балетмейстер Омского театра для детей и молодежи Виктор Тзапташвилли служит почти три десятка лет.

«Я даже стал бриться два раза в день!»

Он до сих пор считает вехой своей жизни 2 мая 1992 года. Именно в этот день ему позвонил Андрей Горбатый, ставивший в ТЮЗе «Вора» Эдуардо де Филиппо. Так совпало, что накануне на тюзовской сцене шло шоу в постановке Тзапташвилли, увидев которое, Горбатый понял: ему нужен именно этот балетмейстер!

Они встретились, поднялись в декорационный цех, режиссер рассказал, что премьера намечена на 24 мая, показал декорации, эскизы. Мимо прошел заросший бородой мужик, поинтересовался:

– Ну что, договорились?

– Вроде да.

– Кто это? – удивился Тзапта-швилли.

– Это главный режиссер – Рубанов.

Владимир Рубанов был очень жестким и требовательным главрежем, если работа приглашенного коллеги ему не нравилась, мог все порушить и без сожаления снять спектакль. Впрочем, черновым прогоном «Вора» он остался доволен, лишь попросил придумать пару дополнительных танцевальных номеров.

– Мы бывали в ТЮЗе со старшей дочкой не очень часто, она ведь тоже была занята у нас в музыкальном, – рассказывает Виктор Датикович. – Помню, в «Красной Шапочке» мне так понравилась заслуженная артистка Людмила Лавринович, острохарактерная, темпераментная. Когда слушали с Горбатым музыку к спектаклю, я то и дело предлагал: «Вот здесь будет Лавринович танцевать!» А он упорно отказывался: «Она же не танцует! Вы видели ее объемы?» Но для меня важна ярко выраженная индивидуальность, всегда цепляюсь за это. Умею так расставить акценты, что минусы превращаются в плюсы. В общем, я его уговорил. На другой день встречаемся на сцене с труппой, обговариваем план действий, режиссер предоставляет мне полную свободу, я развожу туда-сюда танцевальные номера, потом обращаюсь к Лавринович: «В этом куске вы начнете с молодыми людьми, а потом продолжите со Звоновым…» Она взглянула на меня с возмущением: «Я не буду танцевать! Во-первых, у меня колени, во-вторых, подагра…» И я выгляжу как идиот! Говорю: «Я так упрашивал режиссера, чтобы вас занять в танце, он пошел мне навстречу… Ну хотите, я при всех встану перед вами на колени?» Она ахнула: «Ну что вы, что вы!» И согласилась. Я ее закрутил, завертел, лапши на уши навешал, убедил – и она так куражисто поднимала юбку, так отплясывала с парнями – зал взрывался! Это была пуля! Она потом всегда с нетерпением ждала этого спектакля!

А ближе к премьере Тзапташвилли вдруг поймал себя на мысли, что ему очень нравится в этом театре!

 – Я даже стал бриться два раза в день! – смеется Виктор Датикович. – В то время я еще был ведущим солистом музыкального театра, но именно здесь почувствовал: мое! «Вор» стал отправной точкой, спектакль имел бешенейший успех, первое время даже конная милиция дежурила возле театра. Я много ездил, много ставил – в Новокузнецке, Красноярске, Свердловске, Кемерове, Таре, очень много в Омске –  в «Галерке», «Пятом», драме, «Арлекине». Но своим театром считаю только ТЮЗ. Это моя вотчина.

«Мне за это еще и платили!»

Стаж работы Тзапташвилли в театре – 55 лет. В труппу Свердловской музкомедии его приняли 6 февраля 1965 года в неполные 16 лет, а уже в 18 он стал ведущим солистом. Потом была армия, служил в Москве зав­клубом, каждый день занимался, чтобы не потерять форму. Его звали на работу и в театр оперетты, и в мюзик-холл, но – одного, а работа нужна была для двоих. Поэтому жена Тамара предложила сначала поехать в Омскую музкомедию к своему педагогу, знаменитому балетмейстеру Валентине Тулуповой. Мол, годик поработаем, а потом переберемся на «большую землю». А в Омске не менее знаменитый тренер Галина Горенкова позвала его ставить программы для гимнасток. И «большая земля» в виде сборной страны  по художественной гимнастике сама стала ездить к нему на тренировки и сборы.

– Взрослея, мы начинаем спрашивать себя: тебе нравится то, что ты делаешь? Я счастлив. Потому что работал там, где хотел, и самое удивительное, за это мне еще и платили! – качает головой Тзапташвилли. – Когда-то это может кончиться. Все когда-то приходит к завершению… Мы по нескольку раз в год мотаемся к детям в Москву, и все время возникает этот вопрос: «Папа, ну сколько можно работать?». Я не смерти боюсь и не немощи. Боюсь ненужности, никчемности – свободен! Но решать, свободен или нет, буду только я.

Храни меня, мой талисман!

Он обожает актеров, и они отвечают ему взаимностью:

– Знают, что я их люблю. Когда что-то не получается, начинаю злиться, кричать: «Да организуйтесь уже! Это просто!» – замечаю, что лица у них серьезные, а глаза смеются. Понимают, что я не со зла, что никого не подставлю, что они будут в выигрыше, если пойдут за мной.

В театре у него есть талисман – Александра Корнева.

– Талисманчик мой, – нежно произносит Тзапташвилли. – Я ее люблю, стараюсь занять в спектаклях. В каждом возрасте актер открывается по-разному. Вон Лариса и Олег Чичко после долгого периода забвения как раскрылись в «Театральной машине»! Просто в омут с головой за мной полетели!

«Скверный» дед

Еще один талант Тзапташвилли – семья. Тамара и Виктор знамениты не только своим невероятным партнерством на сцене. В артистической среде не было (и нет!) второй такой супружеской пары, они вместе уже 48 лет! А какой он отец и дед! И с дочками, и с внуками – по максимуму! Когда родились внук, а потом внучка, каждый день после репетиций гулял в сквере с коляской. Ехидные соседи даже прозвали его «скверным дедом», он долго смеялся, когда услышал.

И дети, и внуки сделали головокружительную карьеру, достигли невероятных высот в танцах и художественной гимнастике – чемпионы мира, мастера спорта международного класса. Стиль, вкус, чувство меры, трудолюбие, упорство – все это воспитывается в семье. Но откуда берется талант?

История семьи Тзапташвилли типична и одновременно – парадоксальна. Если б родители не были репрессированы, то никогда бы не встретились в Свердловске. А если бы в начале войны на Урал не выслали врача-немца с Поволжья, он бы погиб в роддоме от желтухи – у матери прогрессировало двустороннее воспаление легких, ей пообещали: «Вот умрет ребенок, переведем вас во взрослую больницу!» Она из последних сил подняла крик – и младенец остался жив, его спас тот самый врач. Получается,  что он живет на свете благодаря войне и репрессиям? Или все же вопреки?

– Что такое наша жизнь? Что, кому, зачем, откуда? Все на парадоксе, – грустно улыбается Виктор Датикович.

Когда он, уже взрослым, впервые приехал в Грузию, родственники обомлели: надо же, один к одному – дед Иона!

– Как сейчас его вижу – древний старик в сванке, черкеске, седой, сухой, держит лошадь под уздцы. Копия я! – Тзапташвилли берет под уздцы воображаемого коня и легко ступает по гримерке.

Всегда готов!

Чувство стиля у него врожденное. Он элегантен, изящен, грациозен, умеет красиво носить красивые вещи и не прочь возникнуть перед поклонниками в эффектном наряде.

– Это свойственно нации – выпендриться, покрасоваться, – смеется Тзапташвилли.

И рассказывает, вернее, разыгрывает в лицах, как увидел в фильме «Блеф» Челентано в длинном черном пальто – и моментально захотел такое же! И шляпу! Высокий, стройный, длинное пальто, шляпа со здоровенными полями – на унылых омских улицах среди луж, проталин и покрытых сажей сугробов это выглядело вызывающе, на него оглядывались.  А тут еще порыв ветра – ба-бах! – и шляпа валяется в грязи! Тьфу!

Он всегда в форме, хотя уверяет, что не прикладывает к этому никаких усилий, более того, любит готовить и вкусно поесть. А сколько раз ему доводилось в срочном порядке гримироваться и выходить на сцену, чтобы заменить заболевшего (или загулявшего) артиста и тем самым спасти спектакль! Только в «Мухе-Цокотухе» танцевал и Таракана, и Самовара, и Паука. А однажды на показе мод вышел на подиум вместо манекенщика (он и в модельном бизнесе свой человек!).

– Я готов всегда. А вдруг что случится? – хитро щурит глаз Тзапташвилли.– Но это, конечно, шутка.

P. S. 3 марта у заслуженного артиста РФ, легенды омской сцены Виктора Тзапташвилли была юбилейная дата, которую принято называть возрастом триумфа, – 70 лет! 20 марта на сцене Омского ТЮЗа он будет принимать поздравления. Юбилейный вечер называется «Моя танцплощадка 70/55». И кто бы сомневался, что поклонников его таланта ждет фееричное зрелище! Он по-другому просто не умеет.

URL: http://omskregion.info/news/78895-chto_delat_tantsevat_/
Дата публикации:18/03/2020 07:37
Автор:Александра Самсонова
Фото:Евгений Кармаев