В котомку каждый колосок

Марии Ивановне Еремеевой шел одиннадцатый год, когда началась война и ей вместе с братом пришлось наравне со взрослыми работать в колхозе.

Отец и три старших брата ушли на фронт, дома остались мама и четверо детей, младшему из которых был всего год.

– В сорок втором на отца и братьев стали приходить похоронки, – вспоминает ветеран тыла. – От этих известий мама заболела и слегла. На хозяйстве остались дети. Мы с братом пошли работать в колхоз. Наработаешься в поле, а ведь надо еще и дома управиться. У нас был огород, держали коровку. Младшие всегда вспоминали, как я их заставляла работать.

Годовалый малыш складывал в ведро картошку, которую копали старшие дети. Урожай засыпали в домашний погреб. Благодаря подсобному хозяйству дети не голодали, но работали каждый день без выходных и праздников.

Мария и ее брат трудились в колхозной бригаде.

– Комбайн заполнит бункер зерном, а мы, подростки, подставляем 50-килограммовые мешки и засыпаем туда пшеничку, потом вдвоем грузим на подводы, – рассказывает Мария Ивановна. – Было очень тяжело, но мы понимали, что кроме нас эту работу никто не сделает. Если не отработаешь положенные на год 260 трудодней, то тебя выгонят из колхоза, заберут надел земли и сенокосные угодья.

Когда впоследствии Мария Ивановна начала оформлять документы на удостоверение «Труженик тыла», то специалист удивилась, почему у нее так много трудодней. Ведь в те годы она была хрупким подростком. При этом еще и не за каждую рабочую смену можно было получить трудодень. Бывало, что он растягивался на два дня. Если летом подростки работали в полях и на току, то зимой возили из озера воду на ферму, чтобы напоить телят, заготавливали лес для школы и колхозной конторы. Кроме того, подростки помогали вдовам солдат, погибших на фронте. В те годы горе было одно на всех и переживали его всей деревней.

Ветеран вспоминает, как в военные годы за комбайном посылали пятилетних детей, чтобы они в котомку собирали колоски, а вечером сдавали их на ток. Мария Ивановна считает, что нынешнему поколению надо больше трудиться и с благодарностью принимать все, что предоставляет им жизнь.

9 мая 1945 года девчонки из бригады Марии заготавливали в лесу дрова для колхоза, когда вдалеке заметили всадника. «Бросайте все! Победа!», – кричал ребятам взволнованный верховой. Радости детей не было предела, они понимали, что самое страшное позади, а впереди другая, полная открытий и свершений мирная жизнь.

После войны Мария работала на разных производствах, но дольше всего трудилась на прядильной фабрике. Ее трудовой стаж составил сорок лет. Сейчас она проживает в Нежинском геронтологическом центре, где окружена вниманием и заботой. Недавно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, проживающим в центре, были вручены юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В торжественной обстановке семнадцати ветеранам были вручены заслуженные награды. Участники церемонии со слезами на глазах делились воспоминаниями. Многие из них в годы войны, несмотря на малолетний возраст, трудились на полях и заводах.

Мария Ивановна с благодарностью приняла награду и выразила надежду, что новое поколение сделает все, чтобы никогда больше в нашей стране не гремели залпы вражеских орудий.

ФАКТ:

Нежинский геронтологический центр является самым крупным учреждением подобного рода в Сибирском федеральном округе. Здесь проживает более 700 граждан пожилого возраста и инвалидов. Среди них – 55 ветеранов, из которых два участника войны, 53 труженика тыла.


Посылки и хлеб для фронта

В редакцию пришло письмо от омички Тамары Гуляйкиной, в котором она рассказала о своих родителях.

 

«В юбилейный год мой долг рассказать о своих родителях, которые тоже внесли свою лепту в общую Победу. Мой отец Панкратий Романович Гуляйкин перед войной работал директором МТС Шербакульского района. В те годы эта станция была одной из лучших в Омской области. За трудовые заслуги папа был направлен на ВДНХ и награжден большой золотой медалью «Передовик социалистического сельского хозяйства». Когда началась война, отец рвался на фронт, но в обкоме сказали, что он нужнее здесь, потому что фронту нужен хлеб. В июне 1942 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени за самоотверженную работу и выдающиеся успехи в сельском хозяйстве, за расширение посевных площадей и повышение урожайности.

Мама, Екатерина Николаевна Горечева, работала секретарем ВЛКСМ. Тогда все секретари подчинялись горкому комсомола. Омские девушки и юноши в фонд обороны внесли 5 млн. 410 тыс. рублей, в фонд помощи детям фронтовиков – 628 тысяч рублей. За годы войны восемь тысяч комсомольцев овладели профессией тракториста и работали в сельском хозяйстве. Мама возглавляла штаб по отправке подарков для фронта. Вместе со школьниками она ездила по деревням и собирала все, что могли дать сельчане, – теплые вещи, хлеб, махорку. Зимой на подводах дети добирались до глухих деревень. Чтобы они не замерзли, мама заставляла их делать пробежки. Сама несколько раз обмораживалась, ей снимали кожу с ног вместе с носками. Один раз, когда сдавали посылки на вокзале, недосчитались передачи. Оказалось, что по пути ее съел голодный мальчик. Эту историю удалось замять, ведь все понимали, как страдали подростки от недостатка еды.

В декабре 1943 года Дробышевский райисполком принимал сто детей из Ленинграда. Дети были истощенными, больными. Комсомольцы за ними ухаживали, а когда дети окрепли, их направили в детский дом в Таре.  

Многие наши родственники трудились для фронта. Мама собирала всю информацию о них, чтобы передать будущим поколениям. Сейчас я пишу семейную летопись и обращаюсь ко всем своим детям и внукам: «Сохраните память о своих героических родственниках, которые заплатили огромную цену за нашу Великую Победу».

URL: http://omskregion.info/news/79140-v_kotomku_kajdy_kolosok/
Дата публикации:25/03/2020 07:45
Автор:Виолетта Гордиенко