Сергей Щербаков: «Остается только сформировать экипаж»

Капитан яхты «Сибирь» рассказал подробности завершающего этапа уникальной экспедиции омских парусников.

В конце апреля команда яхты «Сибирь» вернулась в Омск. Лодка осталась в Центральном яхт-клубе Санкт-Петербурга. Если позволят обстоятельства с пандемией, то «Сибирь» в начале июля отправится в Омск с проходом по местам боев Великой Отечественной войны на Северном морском пути  в честь празднования 75-летия Великой Победы.

Ушуайя – антарктическая станция «Беллинсгаузен»

Через Дрейк никто не ходит на авось. Это место в Мировом океане заслуженно носит имя кладбища кораблей. Это самый широкий пролив, где самое короткое расстояние между берегами составляет 450–500 морских миль (более 830 км). Именно здесь ветры разгоняются до 50–90 и более узлов, поднимая волны на высоту до 20 метров. Зачастую именно здесь волны и ветер кренят современные морские лайнеры до 50 градусов от вертикали, когда автоматика начинает отключать двигатели и жизнь судна зависит от мастерства команды и капитана. 

– Для нашей «Сибири» при благоприятных погодных условиях, для того чтобы пройти Дрейк, было нужно не менее четырех суток при условии, что мы будем за 24 часа проходить по 150 миль, – рассказывает капитан омской яхты Сергей Щербаков.

Окно в Антарктиду

Однако начнем с момента, когда омские парусники 4 февраля 2020 года пришли в город Ушуайю – самый южный город планеты. Именно отсюда отправляются парусные суда к шестому континенту.

Здесь с 12 по 14 февраля должен был пройти международный фестиваль парусных судов, посвященный 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками. Сюда пришли самые крупные парусники России – «Крузенштерн» и «Паллада». Барк «Седов» тоже находился здесь же, но в Ушуайю не заходил, а ждал совместного торжественного маневрирования на рейде в Атлантическом океане.

В маневрировании парусных судов должны были принять участие и небольшие яхты, в том числе и омская «Сибирь».

– До 12 февраля стояла прекрасная погода, и мы смогли бы спокойно дойти до «Беллинсгаузена», – вспоминает Сергей Щербаков. – Однако мы ждали праздничных мероприятий, на которые и прибыли сюда. Второе окно по прогнозам должно было открыться после 15 февраля. Поэтому мы закрыли границу в Аргентине и планировали после парада яхт пройти до чилийского порта Пуэрто Вильямс и там ждать окна на Дрейк. Мы приняли участие во всех праздничных мероприятиях, а 14 февраля утром я увидел благоприятный прогноз на три дня. Решение было принято сразу, и в это утро команды «Крузенштерна» и «Паллады» торжественно проводили нас в Антарктику. Дней хорошей погоды было немного. Но нам удалось пересечь Дрейк. А смена и усиление ветра на подходе к Антарктиде – на четвертый день, благодаря отклонению маршрута на восток, сыграли положительную роль. И мы благополучно пришли на рейд полярной станции «Беллинсгаузен», острова Кинг-Джордж, 18 февраля 2020 года.

Добавим, что на Антарктиду шли три яхты – кроме «Сибири», еще «Винд Дэнсер» Дениса Давыдова и «МонКер» Николая Литау, который ушел на станцию Вернадского (Украина). «Винд Дэнсер» пришел с «Сибирью» почти одновременно. На ней пришла целая команда туристов. По признанию Сергея Щербакова, туристические туры на Антарктиду очень популярны во всем мире.

Остров Кинг-Джордж

Кинг-Джордж считается курортом в Антарктиде, хотя географически является самым северным. Именно этот остров и был целью и крайней южной точкой путешествия омских парусников. Здесь находится русская антарктическая станция «Беллинсгаузен».

Зимой на острове температура опускается максимум до минус 20 градусов. Бухта не всегда замерзает, но льда в нее нагоняет много, который, по рассказам, не одну яхту раздавил.

Омских мореплавателей встретил начальник станции Виктор Веледин, ему были вручены мемориальные символы и подарки от российских городов, которые проходила «Сибирь». В том числе омичи передали полярникам флаг Санкт-Петербурга и капсулу с землей с мест обороны Ленинграда, которые были вручены экипажу 3 сентября на набережной Лейтенанта Шмидта. 

Однако основное внимание и беспокойство вызывала сама яхта. У «Сибири» при переходе Дрейка появилась опасная вибрация вала. С такой неисправностью пересечение пролива в обратную сторону становилось невозможным.

– Я нырял с аквалангом, чтобы оценить масштабы неисправности, – рассказал Сергей Щербаков. – Однако ясности мое погружение не внесло. Было понятно одно, что в местных условиях мы отремонтироваться не сможем и при неблагоприятных условиях вибрация может разрушить всю валовую линию с гребным винтом. Да и прогнозы погоды тоже не вселяли оптимизма – просто не предвиделось даже небольшого окна спокойного моря, чтобы самим преодолеть пролив.

Однако удача не оставила омский экипаж, на станцию пришло научное экспедиционное судно «Академик Трешников» (собственник – НИИ Арктики и Антарктики, структурное подразделение Росгидромета, Министерства природных ресурсов РФ). Однако, как это часто бывает, переговоры об эвакуации нашей яхты с экипажем превратились в сериал по преодолению бюрократической волокиты. К переговорам с министерством и Росгидрометом подключились многие ведомства – Всероссийская федерация парусного спорта, Фонд президентских грантов, губернатор Омской области... В конце концов мы победили (русские своих не бросают).

Единственный шанс

В результате 6 марта 2020 года был заключен договор на транспортировку. «Сибирь» аккуратно подняли и надежно закрепили на борту «Академика Трешникова», а экипаж разместили в 4-местной каюте с двухъярусными койками и со всеми удобствами (пятого члена экипажа подселили в другую каюту – к полярникам).

– Как бы там ни было, мы использовали единственный шанс, который на этот раз нам предоставила не стихия, – отметил Сергей Щербаков (пожалуй, в противоборстве с чиновниками и стихия бессильна).

Однако при таком порядке вещей время путешествия омской яхты значительно увеличивалось и надежда пересечь Берингов пролив в этом году становилась несбыточной. Но если сброситься у берега нельзя, то какая разница, где – в Уругвае или Бразилии (получается, что и сразу после Дрейка могли сброситься на воду, но… уже проехали).  Поэтому у капитана «Сибири» опять началась переписка с ААНИИ – практически бесполезная. и только когда до выгрузки оставалось менее суток, под нажимом сверху к договору было заключено допсоглашение по выгрузке «Сибири» на воду в районе северо-восточной оконечности Бразилии. Но здесь в планы вмешалась пандемия.

Страны стали закрываться, а это, значит – исключалась любая возможность пристать к берегу в каком-либо порту. 

– Везде по ходу судна был введен карантин, – поясняет Сергей Щербаков. – А цель нашего плавания – это общественная дипломатия, общение с соотечественниками, местными жителями из разных стран. Все это в условиях пандемии исключается. Наши кураторы из Фонда президентских грантов отреагировали на сложившуюся ситуацию и разрешили идти на «Трешникове» до Питера. Благодарность наша им искренняя за поддержку проекта.

«Сибирь» коснулась воды уже в центре Балтики – напротив острова Готланд. Таким образом, пройдя 500 миль по Балтийскому морю, омские яхтсмены дошли за четверо суток до Санкт-Петербурга своим ходом, под парусами.

Переход в честь 75-летия Победы

Стоит напомнить, что в прошлом году «Сибирь» стартовала из родного Омска вместе с яхтой «Жемчужина» Владимира Вакарина. Его задачей было путешествие до Соловков и обратно. Однако вмешались обстоятельства, вернее – техническая неисправность, поэтому лодку пришлось оставить зимовать в Архангельске.

Именно Владимир Вакарин предложил посвятить обратный переход 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он нашел места, где во время войны в Арк­тике погибли советские корабли. Было решено посетить эти места и спустить на воду в местах гибели советских моряков памятные венки в честь героев.

Капитан «Сибири» Сергей Щербаков решил присоединиться к этой миссии.

– Как я планирую, мы в начале июля должны выйти из Питера. Это, кстати, начало советскими войсками Маньчжурской операции, – делится планами Сергей Борисович. – 26 июля в День Военно-Морского Флота России мы должны прий­ти в Архангельск и соединиться с яхтой «Жемчужина». 8–9 августа планируем зайти в Нарьян-Мар Ненецкого АО. Эту часть перехода организует наш архангельский товарищ и яхтсмен Глеб Плетнев. Как известно, 8–9 августа – дата начала военных действий против Японии. А 3 сентября, когда мы хотим прийти в Салехард, – дата окончания Второй мировой войны. А 30 сентября я планирую, что наша лодка придет в Омск. Это уже наша памятная дата – именно 30 сентября яхта «Сибирь» в 2001 году вернулась из первого кругосветного плавания. Стоит еще заметить, что в планах заход на Диксон, в Сабетту, Ямбург, Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск и наши омские районные центры.

Как заметил капитан «Сибирь», экипаж яхты будет частично сменен. Те, кто планировал идти этим маршрутом, должен подтвердить свое участие.

– Остаемся мы со старпомом Владимиром Заздравных, – пояснил свои планы Сергей Щербаков. – Я считаю, что пять человек – оптимальное количество. Еще мы планируем разбить переход на этапы. Например, Питер, Архангельск, Нарьян-Мар, Салехард. Желающие есть, надо только сформировать экипажи.

URL: http://omskregion.info/news/80760-sergey_chsherbakov_ostaetsya_tolko_sformirovat_eki/
Дата публикации:13/05/2020 06:57