Узелок завяжется…

Узелок завяжется…

Дата публикации 27 мая 2020 07:57 Автор

В селе Крестики Оконешниковского района возрождают ковроткачество.

Вообще, Крестикам повезло. Его жителям как-то удается  сохранять то, что называется самобытностью. Ну, например, они  до сих пор поют песни, написанные и исполнявшиеся их предками, которые, как считается, прибыли в Сибирь с рек Чал и Дон – и потому звались чалдонами.

Чалдонская «парочка»

– В Доме культуры у нас созданы фольклорные коллективы  «Молодица», «Чалдонята» и «Ладушки». В первом занимаются женщины 35–65 лет, и есть одна 70-летняя исполнительница.  Второй коллектив – это школьники 13–15 лет. А в третий мы набрали совсем маленьких ребятишек. С ними учим народные песни, которые исполняют в разных регионах России. А вот в репертуаре двух других коллективов – исключительно  крестинский песенный фольклор, – подчеркивает директор ДК Лилия Марченко.

Костюмы местных самодеятельных артистов также сделаны в чалдонских традициях. Старожилы села по сей день обнаруживают у себя в домах предметы гардероба прошлых времен. По их образу и подобию и создаются платья для фольклорных ансамблей.

– Точнее, платьев как таковых у наших бабушек было немного. В основном они носили «парочки»: особого кроя кофты и широкие юбки на шнурке и с фанбарой (то есть оборкой). Но мы эти «парочки» называем «наши чалдонские платья», – поясняет  руководитель ДК.

Похороводимся?

Сельское учреждение культуры Лилия Марченко возглавила в 2013 году. А впервые дорожку в местный клуб проторила, когда еще была в возрасте своих артистов из «Ладушек». В шесть лет стала петь в составе одной из местных певческих групп. Здесь же, в клубе, научилась рукодельничать. И сейчас сама шьет костюмы   исполнителям народных песен.

По ее словам, сегодняшним ребятишкам фольклор интересен. И  они каждый год с большой радостью ездят на фольклорные смены в летний лагерь, организуемый Сибирским культурным центром. С удовольствием посещают там мастер-классы по народным ремеслам и «хороводятся».

– В фольклорном лагере ведь нет дискотек. Есть только вечерки.  Наши девчонки ходят там исключительно в крестинских платьях и крестинских красных платках. Но им это нравится. А себя вспоминаю в детстве – мне было почему-то стыдно исполнять с бабушками старые песни. Поэтому я часто сбегала. Сейчас понимаю: наверное, что-то наши взрослые тогда упустили. Хорошо, что сегодняшние дети воспринимают народное пение по-иному, –  говорит Лилия Марченко.

Блин не комом

Сохраняют в Крестиках и традиции чалдонской кухни.

– Мы дома часто печем чалдонские блины. Они делаются на сыворотке и получаются толстыми. Крестинские бабушки их так и называют: толстые блины. Моя дочь очень любит и чалдонский кисель. Он густой и варится на основе лесных ягод. Еще одно традиционное чалдонское блюдо – грибятница. Это жареные лесные грибы, залитые яйцом. На большие праздники, такие как фестиваль фольклора «Летопроводец», на который к нам в Крестики съезжаются творческие коллективы из всех сельских поселений района, наши женщины обязательно пекут курники и рыбные пироги. Традиционный крестинский рыбный пирог всегда готовили с карасями. Возможно, потому, что другой рыбы раньше не было. Сейчас, конечно, карасей уже не используют, потому что с ними много возни, – поясняет Лилия.

Семейное занятие

Но, пожалуй, главная достопримечательность села – ворсовые  ковры. Раньше их ткали, или, как здесь говорят, «клали»,   практически в каждом доме. Так было вплоть до начала 1980-х годов. Затем станки из домов полностью исчезли и перекочевали у кого в сарай, у кого – в «подЫзбицу» (так на языке местных  старожилов называется помещение под домом). Кто-то и вовсе пустил свой станок на дрова. Как считает Лилия Марченко, произошло это, скорее всего, потому, что появились фабричные ковры. Они и вытеснили из обихода «кладеный» ворсовый ковер ручной работы. Однако сегодня крестинцы пытаются ковровое дело  возродить.

В 2018 году в открывшемся после капитального ремонта Доме культуры была создана музейная комната, посвященная традиционному крестинскому ковру.

– Раньше к нам часто приезжали разные экспедиции. И тогда много  ковров нашими жителями было передано в Сибирский культурный центр и районный музей. Но тут мы задумались, что как-то это неправильно: кому-то сохранившиеся предметы старины отдаем, сами же своим детям ничего показать не можем. А ведь Крестики – единственное село в Омской области, где традиция изготовления ворсового ковра просуществовала до наших дней. И у нас есть немало людей, чьи руки еще помнят, как «клались» такие ковры.  Даже мужчины рассказывают, как в детстве их привлекали к этой работе. Родители не смотрели – парень это или девчонка. Говорили: «Вот «покладешь» рядок или два, пойдешь гулять». Создание «кладеного» ковра – очень трудоемкое дело. Нужно напрясть нитки, покрасить их в разные цвета, нарезать из них много-много заготовок определенной длины, проложить на станке основу ковра. А затем ниточка за ниточкой выкладывать вручную на этой основе узор, завязывая каждую заготовку узелком. Поэтому обычно в это занятие вовлекалась вся семья, – рассказывает Лилия Марченко.

Николай плюс Роза

Ковры для музейной комнаты собирали по домам односельчан. Уговаривать их поделиться тем, что когда-то передавалось из поколения в поколение, не пришлось. В общей сложности было собрано около трех десятков ковров, у каждого из которых своя история. Например, есть среди теперь уже музейных экспонатов  свадебные ковры, которые «клали» в качестве приданого. На таких коврах, помимо традиционного чалдонского орнамента в виде геометрических фигур или цветов на черном фоне (черный фон означает матушку-землю), «выкладывались» еще имена жениха и невесты. Так, на одном из ковров написано: «Николай и Роза».

Поделились старожилы с работниками ДК и станками для ковро­ткачества. Станкам отведено в Доме культуры отдельное помещение, которое является и мастерской, и центром притяжения людей, желающих внести свою лепту в восстановление технологии традиционного крестинского ремесла. Кто-то из них знает, как собрать станок, кто-то умеет заправлять нитки для основы, кто-то  сохранил рецепт краски для шерсти. Именно эта инициативная  группа стала основой созданного в селе клубного объединения под названием «Каждому мила своя старина» – по названию проекта, с которым крестинцы в прошлом году участвовали во всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел», проводимом Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.

Грант

Идея подачи заявки на конкурс принадлежала руководителю  Оконешниковской межпоселенческой клубной системы Татьяне  Трифоновой. Она же выступила автором и руководителем проекта, взявшим на себя решение всех организационных вопросов. Всего в конкурсе участвовало 1343 проекта из всех федеральных округов страны. Тем не менее проект оконешниковцев был замечен. И финансовую поддержку в том объеме, на которую рассчитывали, сельчане получили. На эти деньги приобрели два новых ткацких станка.

– И сейчас перед нами, как перед получателями гранта, стоит задача – используя эти станки, научить навыкам ковроткачества нашу молодежь. Но мы, собственно, этим уже занимаемся. Причем специально никого не набирали, потому что народ к нам сам идет. Кто-то приходит сначала из любопытства. А потом, глядишь,  клубок мотает, челнок заправляет. Оля Бохан, ей 34 года, у нас уже с марта. Несмотря на то, что у нее дома большое хозяйство, она ходит к нам регулярно. Говорит, давно мечтала этому научиться. И вот ее мечта сбывается, – делится Лилия Марченко.

Дальше клубное объединение думает наладить выпуск продукции, которую можно предложить туристам или вывезти куда-то на ярмарку.

– Большие ковры «класть», конечно, не будем. Сначала попробуем  ткать сувенирные коврики с нашим традиционным узором, – говорит Лилия Марченко.

А еще на станках для ковроткачества можно будет делать детали костюмов для фольклорных коллективов, такие как тканые сумочки и опояски, являющиеся частью традиционной одежды чалдонов.

Вот так из чистой шерсти прядут нитки для ковра.

КСТАТИ:

Недавно Лилия Марченко рассказывала о своем опыте   возрождения ковроткачества в прямом эфире социального онлайн­канала Омского центра инноваций социальной сферы «ЦИСС ЛАЙФ 55» и на проводившейся ЦИСС видеоконференции с молодежными некоммерческими организациями. Участники обсуждения посоветовали выдвинуть проект «Каждому мила своя старина» на конкурс Фонда президентских грантов.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Общее решение на благо страны

Общее решение на благо ...

С 25 июня по 1 июля проходит всероссийское ...

Информбюро

И в небе, и на земле

И в небе, и на земле

Как омичи отметили торжественный день проведения ...

Власть

«Большой праздник для всего микрорайона»

«Большой праздник для ...

На Левобережье открылся новый детский сад на 101 ...

Экономика

Жить будем!

Жить будем!

Как омичам получить ипотечный кредит с минимальным ...

Социум

Незримый фронт

Незримый фронт

Ветераны и юные омичи приняли участие в акции под ...

Культура

Фарида Буреева: «Для нас это был полезный опыт»

Фарида Буреева: «Для нас ...

Директор музея им. Врубеля о работе на изоляции.

Наследие

Мгновения победы

Мгновения победы

Уважаемые читатели, в сегодняшнем номере мы ...

Здоровье

Без табу на рандеву

Без табу на рандеву

С 6 июля в регионе снимается ряд ограничений, но на ...

Образование

ЕГЭ повышенной готовности

ЕГЭ повышенной готовности

В пятницу в регионе стартует экзаменационная ...

Закон и порядок

Ничего святого

Ничего святого

Полицейские разыскали и вернули в сельский храм ...

Актуально

«Омичи могут убедиться, какая красивая у нас область»

«Омичи могут убедиться, ...

В России с 1 июля возобновляет работу туристическая ...

Крупным планом

Адресная помощь – масштабная поддержка

Адресная помощь – ...

Российским семьям с детьми до 16 лет дополнительно ...

Добавить комментарий