Зернистый путь

Незаконный экспорт ежегодно лишает Омскую область 30 млн. долларов.

Глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев провел на днях рабочее онлайн-совещание по вопросу нелегального вывоза российского зерна на территорию Республики Казахстан. Участие в нем приняли представители федеральных надзорных ведомств и главы областей, граничащих с Казахстаном.

Федеральная проблема

Незаконный экспорт наносит ощутимый ущерб отечественной экономике. В 2019 году в России зафиксировано почти 300 попыток вывезти зерно с помощью серых схем. В первом квартале текущего года – 70.

Но это статистика только выявленных случаев. Реальные же объемы неучтенного сбыта на территорию соседнего государства, как считают в Минсельхозе РФ, существенно превышают задекларированные объемы экспорта.

В Омской области, которая ежегодно собирает свыше 3 млн. тонн зерна и около половины этого объема реализует за пределы территории, теневой оборот продукции растениеводства составляет немалую долю в товарообороте.

– По нашим оценкам, в период после уборочной, с сентября по декабрь, только через границу Россия – Казахстан по нелегальным схемам вывозится более 200 тысяч тонн продукции. Из-за этого мы недополучаем ежегодно не меньше 30 млн. долларов, – рассказал глава региона Александр Бурков.

Область предпринимает попытки бороться с нелегальными потоками на своем уровне.

– В марте 2020 года на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции мы приняли решение контролировать вывоз зерна на территорию Казахстана. Вместе с силовыми ведомствами установили такой порядок, что пропуск транспорта через пограничные посты будет осуществляться лишь после проверки сопроводительных документов Управлением Россельхознадзора. И сразу скажу: за полтора месяца этой работы, пришедшейся на не самый активный период реализации, нами пресечено 214 фактов вывоза зерна без фитосанитарных сертификатов, – подчеркнул губернатор Омской области.

Но возможности субъекта Федерации влиять на сложившуюся ситуацию ограниченны. Поэтому Александр Бурков внес ряд предложений по усилению механизма государственного контроля на федеральном уровне. В частности, считает он, необходимо разработать регламенты взаимодействия между Россельхознадзором, Федеральной пограничной службой и налоговиками, чтобы они имели возможность сотрудничать между собой, обмениваться данными. Также, по мнению омского губернатора, следует создать общую для России и Казахстана систему слежения за потоком через границу продукции растениеводства, объединив российскую информационную систему «Аргус-Фито» и казахстанскую ЕАСУ.

Дмитрий Патрушев дал поручение проработать эти предложения. И, в свою очередь, рассказал, что Минсельхоз РФ продолжает работу над созданием отечественной цифровой системы контроля и безопасности, в том числе для зернового рынка.

– Ее внедрение, на наш взгляд, даст возможность определять происхождение и маршрут движения сырья и пищевых продуктов, обнаруживать источник некачественной продукции. А также будет стимулировать развитие современной инфраструктуры хранения, чтобы снизить риски сельскохозяйственных потерь, – отметил Дмитрий Патрушев.

Первым шагом к внедрению цифровой системы контроля должно стать внесение изменений в закон о зерне. Принять эти изменения планируется уже в четвертом квартале 2020 года.

Упрощенный подход

Но почему вообще возможно такое, что через границу выво­зится неучтенное зерно? Ответить на этот вопрос мы попросили заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Ивана Трофимова.

Как он считает, корень проблемы – «в некоторых законодательных нестыковках». Напомним, что Россия и Казахстан входят в Единый экономический союз. В связи с этим на границе у них фактически нет таможни, а процеду­ры контроля за перемещением грузов из одной страны в другую максимально упрощены.

Так, пограничная служба не имеет полномочий по проверке документов на грузы, осуществляет только миграционный контроль. Если у перевозчика есть паспорт, есть право собственности на транспортное средство, его без проблем пропустят. В то же время подразделения Россельхознадзора в пунктах пропуска через государственную границу наделены лишь полномочиями по проверке ввозимой продукции и сегодня в основном заняты выявлением санкционных грузов. Досматривать то, что вывозится, они не вправе. На территории Омской области расположены четыре пограничных перехода государственной границы с Казахстаном. Но таможенная служба присутствует только на двух, находящихся в Исилькуле и Черлаке. В Русско-Полянском и Одесском районах, где фиксируется самый массовый незаконный вывоз зерна, у нее нет представителей. Сотрудник же Россельхознадзора не имеет полномочий останавливать транспортные средства.

– Попытаться это сделать он, конечно, может. Но водители, занимающиеся нелегальным перевозом, – народ тертый. На просьбу остановиться могут корректно ответить отказом. Поэтому фактически единственной мерой борьбы с незаконным экспортом у нас остаются разовые совместные рейды представителей силовых ведомств, которые проводятся несколько раз в месяц, – пояснил Иван Трофимов.

Омская область тщательно готовилась к совещанию главы федерального аграрного ведомства с губернаторами приграничных территорий.

– Мы с осени 2019 года этот вопрос прорабатывали, чтобы внести свои предложения. Ведь вывоз зерна по серым схемам оборачивается для региона большими потерями. Во-первых, мы сильно теряем в налоговой базе, поскольку с неучтенного зерна налоги, понятно, не платятся. Во-вторых, существование серых схем сдерживает рост объемов легального экспорта и экспортной выручки. А в соответствии с национальным проектом «Экспорт продукции АПК» у нас здесь есть определенная планка, которой необходимо достичь. Поэтому губернатор и выступил с инициативой о доработке законодательных нестыковок, – отметил Иван Трофимов.

По его мнению, введение цифровой системы контроля на зерновом рынке – хорошее решение. Аналогичные системы уже работают в сфере оборота мясной и молочной продукции, алкоголя и позволяют отслеживать движение каждого литра и каждого килограмма произведенной продукции.

– Здесь должно быть то же самое. Произвел. Задекларировал. И дальше все перемещения продукта полностью видны в электронной базе. У нас ведь еще возникают ситуации, когда наше зерно приобретают трейдеры из Южного федерального округа с целью последующей отправки его на экспорт. При этом за рубеж оно идет уже не как омское, а как, условно говоря, краснодарское. Соответственно, его реализация на экспорт нам не засчитывается, а идет в зачет Краснодарскому краю, улучшая его экспортные показатели. С электронной системой контроля такая подмена будет невозможна, поскольку в ней будет виден полный путь зерна – от производителя до покупателя, – уверен Иван Трофимов.

Один серый, другой белый

– Раз это происходит, значит, кому-то это выгодно, – отмечает другой эксперт, генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов» Илья Баринов.

– Посмотрите ради интереса данные по урожайности зерновых на юге Омской области и на севере Казахстана, – говорит он. – Если урожаи ряда наших приграничных хозяйств не превышают 10–12 центнеров с гектара, то по другую сторону границы собирают по 30 центнеров с гектара. Как это может быть? Что за чудо природы такое? А все достаточно просто: некоторые производители просто скрывают часть своего валового сбора, потому что в уборочную кампанию обычно нуждаются в денежных средствах и начинают реализовывать урожай прямо «из-под комбайна».

По оценкам эксперта, зерно, купленное у крестьян за наличный расчет, вывозится из хозяйств колоссальными объемами, поскольку казахстанские трейдеры или трейдеры, работающие на Казахстан, чуть ли не дежурят там в это время. При этом в таможенной статистике тот факт, что оно пересекло границу, никак не отображается. А дальше «серое» зерно легализуется и перепродается на рынки стран Центральной Азии, с которыми у Республики Казахстан заключены долгосрочные экспортные контракты, помогая тем самым нашему соседу заработать. Или перерабатывается и экспортируется уже в качестве готового продукта.

От серых схем страдает как российская экономика в целом, так и предприниматели, работающие открыто и прозрачно.

Илья Баринов

Генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов»:

 Теневая экономика мешает нормально конкурировать на рынке добропорядочным производителям, поскольку является элементом нерыночного механизма. В условиях, когда отсутствует реальная статистика, когда нет достоверных данных, какие объемы зерна вывозятся, а какие остаются в стране, нам сложнее планировать свою рентабельность и себестоимость своей продукции, сложнее принять правильное для ведения бизнеса решение, тяжелее выживать. Я думаю, что на федеральном уровне все­таки должен быть принят какой­то закон о контроле за перемещением товаров с обязательным их декларированием.

 

URL: http://omskregion.info/news/81549-zernisty_put/
Дата публикации:03/06/2020 07:44
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев