Игорь Николаев: «Юмор возникает на стыке непонятного и абсурдного»

Его сравнивают с Сальвадором Дали и художниками журнала «Крокодил» советского периода. Сравнения полярные, а потому весьма спорные.
Его сравнивают с Сальвадором Дали и художниками журнала «Крокодил» советского периода. Сравнения полярные, а потому весьма спорные.
 
Одно несомненно: омский художник Игорь Николаев – человек очень талантливый. Об этом говорят его многочисленные победы в престижных конкурсах. Только в этом году Игорь Николаев стал победителем V Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги». На прошлой неделе радостное известие пришло из Ханты-Мансийска, где проходила III Международная биеннале «МоЯ Югра». Там Игорь получил диплом I степени в номинации «Графический дизайн». В Омске появился неординарный художник со свежим взглядом. Он говорит со зрителем о сложных вещах простым языком.
 
- Игорь, вы получили диплом конкурса «Образ книги» за иллюстрации к произведениям Достоевского и Шварца. Такие разные авторы, чем они вас привлекли?
- Мне, конечно, ближе Шварц. Иллюстрации к Достоевскому возникли после обращения ко мне сотрудников Семипалатинского музея. У них возникла идея соединить в одной выставке два города: Омск и Семипалатинск. То, что писатель пережил в Омском остроге, он описал, уже будучи в Семипалатинске. Так появились «Записки из Мертвого дома». Я сделал иллюстрации к этому произведению. В Казахстане прошла моя выставка, и сейчас работы хранятся там.
 
- Почему ближе Шварц?
- Он привлек меня своей легкостью, игрой слов, абсурдными ситуациями. У него очень интересные идеи, изложенные простым языком. Я тоже стараюсь использовать простые формы, даже геометрические фигуры – шар, куб, прямоугольник, но стараюсь обыгрывать их так, чтобы была какая-то философия, несмотря на кажущуюся легкость. В иллюстрации не надо изобретать концепцию. Есть классик, который уже это сделал. И я отталкиваюсь от его концепции. Но лично я стараюсь создавать иллюстрацию как отдельное произведение, где текст книги служит поводом для творчества.
 
- Посетители выставки сравнивают вас с художниками журнала «Крокодил». Но я бы с ними не согласилась. Ваш юмор намного тоньше.
- Они делали сатирические рисунки на злобу дня. Брали проблему и обыгрывали ее, высмеивали. Я же не над кем не смеюсь, в моих работах больше абсурда. Юмор как раз и возникает на стыке непонятного и абсурдного. Например, я часто использую сочетания несочетаемых явлений, допустим, восточную тему могу соединить с русской матрешкой и так далее.
 
- Три года назад вы стали победителем Всероссийского конкурса на лучшую марку России, посвященную году молодежи. Что такое авторская марка?
- Такая форма искусства, которая позволяет художнику создавать свои почтовые государства. Впервые артимарка появилась в Америке, когда у художников не было финансов писать картины маслом. Сегодня авторская марка позволяет художнику быстро что-то показать зрителю. Никакие рамы не нужны. Это малые формы, они доступны любому художнику, даже начинающему. В 2009 году я сделал марку специально на конкурс, победил в нем. Марка вышла миллионным тиражом и продавалась во всех отделениях почты России по всей стране.
 
- Вы преподаете в детской школе искусств № 3. Чему учите своих ребят?
- Я пытаюсь научить детей создавать свой мир. Есть результаты. Четверо моих выпускников учатся в Новосибирске в академии, в Омском педуниверситете на худграфе, они продолжают художественное образование. Я не ставлю целью сделать художников из всех учеников. Но хочу, чтобы у них было эстетическое восприятие того, что они видят на выставках, чтобы они умели понимать искусство.
 
- Игорь, вы кандидат в члены Союза художников России. Для того чтобы стать членом этого союза, надо много работать…
- Да, кроме школы я занимаюсь в своей мастерской, пишу картины, участвую в выставках. Все время ищу что-то новое. Книжные иллюстрации, например, начал делать совсем недавно. Мне многое интересно, и я пытаюсь это освоить.
 
- Кто вам ближе из омских художников?
- Мне очень нравятся дизайнерские работы Евгения Зарембы, живопись Николая Молодцова, концептуальные работы Дамира Муратова – в них есть идея. Близок Андрей Машанов со своими графическими работами.
 
- Ваш жизненный принцип?
- Движение вперед. Нельзя стоять на месте. Надо постоянно что-то открывать. Открытие нового заряжает энергией. Я постоянно мечтаю. А мечта – это стимул, который движет человека к чему-то высокому.
 
Татьяна Шипилова
фото Евгения Кармаева
©
URL: http://omskregion.info/news/8181-igor_nikolaev_yumor_voznikaet_na_stke_neponyatnogo/
Дата публикации:17/10/2012 12:44