Игорь Прокопенко: «Телевидение – это ленивый путь познания»

Игорь Прокопенко: «Телевидение – это ленивый путь познания»

Дата публикации 12 декабря 2012 09:51 Автор Наталья Евдокимова

Однажды ему в руки попал документ, перевернувший всю его жизнь. С тех пор вот уже более двадцати лет известный зрителям развенчатель «военных тайн» Игорь Прокопенко снимает фильмы об НЛО.
Однажды ему в руки попал документ, перевернувший всю его жизнь. С тех пор вот уже более двадцати лет известный зрителям развенчатель «военных тайн» Игорь Прокопенко снимает фильмы об НЛО.
 
Сказка – быль?

- Игорь, в своих программах вы развенчиваете много тайн и необычайных явлений. А какая тема особо тронула вас?

 - Если бы мне, как начинающему политическому журналисту, лет 20 назад сказали, что я буду снимать программу и писать книгу «Пришельцы государственной важности», я бы не поверил.  Как и большинство нормальных граждан, я считал рассказы о НЛО сказками.

Но однажды, в 1991 году, работая в закрытом военном архиве в Берлине, я наткнулся на удивительный документ, который лежал рядом с перепиской Бернарда Монтгомери и маршала Жукова и ежедневными отчетами главного разведуправления. Эта папка называлась «Список личного состава, наблюдавшего неопознанный летающий объект в районе ракетного полигона».  Это был официальный документ, подписанный начальником особого отдела дивизии. Для меня это все равно как признание Берлиоза, что Бог есть. Вот с этого для меня и началось профессиональное расследование темы НЛО.

- Не могу не спросить: вы верите в конец света?

- Одну из наших программ «Теория заблуждения» мы полностью посвятили этой теме. Я начинаю эфир с вопроса, почему же люди решили, что 21 декабря 2012 года произойдет конец света. Мы рассмотрели возможные версии апокалипсиса, начиная с календаря майя, Исаака Ньютона и заканчивая современными учеными с мировыми именами, которые всерьез заявляли о возможности такого стечения обстоятельств. На мой взгляд, самую точную формулировку апокалипсиса дал Иван Богослов в своем «Апокалипсисе». Он говорит, мы не умрем, мы изменимся.

Кризис жанра

- Что сегодня интересует современного зрителя?

- Помните, года два назад на нас обрушивались программы о некачественной колбасе в супермаркетах, о синих курах, которых накачивают химией, и т. д. Эти проекты били все рейтинги, просто сумасшедшие цифры показывали. Сейчас, слава богу, зрители пресытились этим и перестали смотреть. Сегодняшний тренд зрительского интереса – познавательное документальное кино: где мы живем? Кто мы такие? Что там, в закоулках Вселенной?

-  Документальное кино и рейтинги как-то совместимы?

- Я стоял у истоков российского документального кино. Денег здесь заработать нельзя было, оно существовало само по себе, держалось на энтузиастах. Но к концу 90-х годов, когда программы начали оценивать по цифрам, выяснилось, что документалистика обгоняет мексиканские сериалы и развлекательные шоу-программы. Вот тогда только на документальное кино обратили внимание, и оно стало коммерческим продуктом. Я сейчас говорю о форматном кино, не авторском.

- Не все каналы могут похвастать сегодня документальными фильмами. Почему?

- Совершенно верно. После того как люди пресытились гнилыми продуктами, телевизионщики стали удалять документальные фильмы из своей сетки. Зрительский тренд им пока не ясен. Сейчас все выжидают, чтобы кто-нибудь высунулся, показал фильм, а они посмотрят реакцию зрителей и только потом начнут снимать. Мы одними из первых, как мне кажется, угадали интерес зрителей и были на правильном пути, сделав ставку на познавательные документальные программы.

Два пути

- Каковы тенденции современного телевидения?

- Сегодня телевидение находится в глубочайшем кризисе. Об этом свидетельствует падение цифр на большинстве каналов. Причина в том, что оно начинает бороться с остальными носителями информации. Телевизор перестал играть ту роль, которую совсем недавно еще играл. Поэтому телевизионное сообщество на данный момент пребывает в некой растерянности, куда двигаться дальше. Есть два пути – стать общеформатным, напоминая большой праздничный стол, где в одном месте собраны и первые блюда, и второе, и салаты, и компот. Или же идти по второму варианту развития. Его суть в четком разделении. Хочешь – смотри детский канал, хочешь – спортивный и т. д.

Казалось бы, с появлением большого количества каналов зрителю должно быть проще, а телевизионщики могут четко прогнозировать цифры. Но канал, ориентированный, например, только на женщин, должен был бы иметь высокие рейтинги, однако в реальности имеет только два процента.

Телевизор – ленивый путь познания мира, окружающей действительности. Человек, который пытается что-то узнать с его помощью, все равно отдыхает. Не каждый зритель приходит домой и начинает вычислять, что и на каком канале он посмотрит. Пассивный зритель хочет получить готовое программное решение, активный же – уходит в Интернет. 
Я считаю, что телевидение останется общеформатным и переживет это трудное время и кризис. Будущее – за общеформатным программированием.
 

Досье
Игорь Прокопенко родился 8 февраля 1965 года в городе Павловске Воронежской области.
В 1982 году окончил Калининское суворовское военное училище, а четыре года спустя - Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи. Игорю Прокопенко довелось служить в истребительной авиации противовоздушной обороны, в Генеральном штабе МО РФ. Уволился из Вооруженных сил в звании майора. В самом расцвете своей журналистской карьеры работал военным обозревателем газет «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Российская газета».
На телевидение Игорь Прокопенко пришел в 1994 году. Начинал с программы «Время» (ОРТ). Участвовал в проектах «Сегодня» (НТВ), «Вести» (РТР). Автор и ведущий программы «Присяга» (РТР). Четырнадцать лет назад приступил к работе над проектом «Военная тайна», к которому до сих пор не иссякает зрительский интерес. В этом году  вышла в свет его новая программа  «Территория заблуждений».
Шестикратный обладатель национальной телевизионной премии «ТЭФИ», а также: Гран-при IV Международного кинофестиваля детективных фильмов «Закон и общество» (2001 г.); Гран-при в Брюсселе за фильм «Многоликая Жанна» (2002 г.); Гран-при в Риме (2005 г.) за фильм «Возвращение в Норд-Ост»; специальный приз Президента Итальянской Республики (2006 г.); специальный приз кинофестиваля в Макао (2010 г.).
 
Ученые всерьез обсуждают, какова инопланетная жизнь
 
Телевидение – коммерческий продукт, это не секрет. В сетке вещания имеют право находиться только те программы, которые могут обеспечивать высокие рейтинги. Как сделать качественный продукт и достичь высоких рейтингов? Игорь Прокопенко говорит об этом так:

- Без драматургии здесь не обходится. Но ее законы были и у Шекспера, и у Ибсена, и у Чехова.

В своих программах я рассказываю о мире с точки зрения сегодняшних знаний, а наука шагнула далеко вперед. За последние пять-шесть лет, к примеру, ученые открыли несколько тысяч экопланет (на которых теоретически возможна жизнь). Более того, год назад в Лондоне прошла конференция, на которой ученые с мировыми именами всерьез обсуждали, какова она, инопланетная жизнь. Они пытались даже воссоздать тех живых существ, которые могут там жить. Заметьте, это не сумасшедшие уфологии, а ученые мирового уровня.

Сегодня же человечество оперирует знаниями учебника природоведения 1980 года. Мы напоминаем человека, когда он впервые посмотрел на свою ладонь через микроскоп и ужаснулся обилию жизни на ней. В своих программах я и пытаюсь донести до людей то многообразие знаний, которыми располагает современная наука.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...