Экологический компромисс

Повторные публичные слушания по перепланировке дендрологического сада им. Г. И. Гензе, состоявшиеся 25 июня в онлайн-формате, окончательной точки в этом вопросе так и не поставили.

Участие в обсуждении приняли более ста человек. Среди них были как представители министерства природных ресурсов и экологии Омской области, городской администрации, так и специалисты в области биологии, экологии и природопользования, экологические активисты и просто неравнодушные граждане.

Немного истории

Неоспоримый факт: все озеленение в Омске родом из совхоза «Декоративные культуры», – так раньше назывался дендропарк. Благодаря таланту и удивительному трудолюбию агронома­селекционера Герберта Гензе на улицах Омска и других сибирских городов появились серебристые пирамидальные тополя – тополя Гензе, голубые ели, махровая сирень и другие растения, которые до работы селекционера просто не в состоянии были пережить суровые сибирские зимы. На территории дендропарка произрастает 253 вида деревьев и кустарников, среди которых достаточное число экзотических растений. По этому признаку дендропарк и был признан особо охраняемой природной территорией.

До 1994 года и участок, именуемый Старозагородной рощей, и та часть парка, на которой, собственно, и располагается коллекция Герберта Гензе, относились к ЗАО «Декоративные культуры». После того как общество обанкротилось, под государственную охрану в статусе особо охраняемой природной территории попал только сад Гензе. Сейчас он имеет ухоженный вид, там есть и тропинки, и таблички, его площадь составляет около 18,5 га. В 2010 году и Старозагородную рощу во избежание застройки отнесли к особо охраняемой природной территории.

За 15 лет некоторые особо предприимчивые строители часть рощи успели приватизировать и построить целый микрорайон. Руководство области наложило вето на дальнейшую приватизацию этой территории. И к дендропарку «прирезали» еще девять участков, разбросанных по этой территории. Здесь нет ни краснокнижных растений, ни реликтовых деревьев, ни экзотических насекомых. Есть пустыри, хаотично разросшийся кустарник и поля сорняков. Однако существующий статус особо охраняемой природной территории не позволяет ухаживать за этим местом. Поэтому потребовалось назначение земель из «особо охраняемых» перевести в «рекреационные».

Облагородить или «пусть растет»?

Сейчас важно понять, что с изменением статуса территории Старозагородной рощи коллекция Гензе не пострадает – ее там просто нет. При этом земли рекреационного значения также находятся под государственной охраной. Здесь, например, не могут быть построены жилые дома, не могут быть созданы дачные или садоводческие объединения. Но в отличие от особо охраняемой природной территории в рекреационных зонах сферы деятельности человека могут быть расширены. Так, согласно Земельному кодексу РФ, земли рекреационного назначения предназначены и используются для организации отдыха, туризма, физкультурно­оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

– Мы не снимаем с этой территории режим особой природно­охранной территории. Соответственно, подобные земли не могут быть приватизированы, то есть не могут быть переданы в частные руки. Любое создание объектов на этой территории должно быть обусловлено природоохранными целями. Это прописано в постановлении, соответственно, строительство коммерческих объектов там будет в принципе невозможно, – пояснил замминистра природных ресурсов и экологии Омской области Александр Сердюков.

Однако наиболее радикально настроенные экоактивисты уверены, что территорию нужно оставить в том виде, в котором она есть, – экосистема Старозагородной рощи должна остаться нетронутой.

Так, эколог и общественница Мария Заздравных, считает, что обе зоны – Старозагородный парк и парк имени Гензе – это «легкие» города. А при благоустройстве у минприроды не будет возможности жестко контролировать работы подрядчика, что может негативно повлиять на состояние парка. При этом, по данным другой общественницы – Вероники Карабановой, неухоженная часть дендросада за 12 лет уже потеряла 50 видов растений и животных. Такие цифры отражены в документах минприроды по состоянию на 2018 год. Тогда в этой части сада ученые насчитали более 200 видов. Общественники опасаются, что в итоге здесь нечего будет охранять и с участка снимут статус особо охраняемой природной территории.

Урбанисты же, напротив, хотят сделать парк местом активного отдыха, с асфальтированными велодорожками, детской площадкой и тренажерами,  возможностью проведения различных мероприятий.

Сошлись на экспертизе

В мае этого года мэрия Омска выставляла на голосование проекты благоустройства Старозагородной рощи в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды».

– В случае благоустройства на федеральные деньги реализация проекта возможна с учетом согласования с минприроды и при соблюдении экологических требований, – отметил Александр Сердюков.

В результате онлайн­обсуждения поступили следующие предложения: провести качественное научное обследование всей территории, объединить оба участка в категорию «Дендропарки и ботанические сады», предполагающую защиту и охрану, а также разработать проекты развития разных зон.

По итогам общественных обсуждений будет составлен протокол с высказанными замечаниями и предложениями по проекту постановления. В течение 30 дней они также будут приниматься в областном минприроды очно или по почте. Затем будет проведена экологическая экспертиза документа.

СПРАВКА:

Дендрологический парк был заложен в 1948 г. по проекту А. А. Ануфриева как парково­оранжерейное хозяйство. Как памятник природы регионального значения «Областной дендрологический сад имени Г. И. Гензе» образован 16 февраля 2011 года постановлением правительства Омской области № 26­п.

Площадь парка составляет 18,5 га.

URL: http://omskregion.info/news/95528-ekologicheskiy_kompromiss/
Дата публикации:30/06/2021 08:11
Автор:Татьяна Мастерских
Фото:Евгений Кармаев