Вездесущий SLAVA и трехглазый леопард: что к чему на выставке в метропереходеВ омской «подземке» 18 июня открылась третья выставка «Проекта М», уже в первые дни собравшая множество откликов. Для тех, кто не смог разобраться в перипетиях современного уличного искусства, предлагаем гид по метропереходу.
В субботу, 26 июня для всех желающих экскурсию по выставке провела заместитель директора музея Врубеля, руководитель проекта Ирина Гавриленко. Такие медиации будут проходить по субботам и впредь — 3, 10 и 17 июля. Это экскурсии, на которых зрители смогут общаться на те или иные темы, связанные с железной дорогой. Планируются и встречи с художниками. Мы решили разобраться в эффекте, который произвела экспозиция. В соцсетях среди комментариев и есть такие — «полный треш», «китч» и «безвкусица». Подобные оценки культурологически подкованных омичей показались все же не совсем справедливыми: в этой экспозиции заложено весьма много смыслов, значений и исторических сведений. А то, что многие прохожие с интересом останавливаются, изучают инсталляции, фотографируются на их фоне и даже, присаживаясь на корточки, прочитывают подписи и аннотации, говорит о том, что выставка «работает». Экспозиция носит название «Прибытие поезда. Станция Омск». Она посвящена 125-летию Западно-Сибирской железной дороги — это ключевая тема для авторов. Художников вдохновили железнодорожный мост через Иртыш, железнодорожный вокзал, локомотивное депо и железнодорожная больница. В основе этой выставки идея о том, как железная дорога меняла облик города, каких героев она привозила, какие события она здесь провоцировала, про то, как менялся город после того, как тут появилась Транссибирская магистраль. Самый насыщенный трафик — от входа со стороны библиотеки имени Пушкина, так что спустимся здесь. Одна из первых композиций — фигура «Крылатого гения», венчающего Омский драмтеатр, и фрагменты лепнины, украшающей фасад здания. Автор Юлия Антонова поясняет, что поместила его в метропереход, чтобы напомнить омичам, насколько многогранен их город, и что каждое место хранит его историю. Находим пересечение с главной темой выставки: автор скульптуры «Крылатого гения» чешский скульптор Франтишек Винклер попал в Омск в качестве военнопленного в Первую мировую войну. Да, конечно, привезли его поездом, ведь Транссиб уже стал тогда основным путем за Урал. А белочехи подняли свое восстание, растянувшись в эшелонах по железной дороге. Архитектор драмтеатра Илиодор Хворинов приехал из Петербурга в Омск, когда железнодорожная магистраль дошла до Иртыша, и все это, безусловно, неспроста.
На другой стороне — коллекция из 11 панелей-«открыток» москвички Антонии Лев на тему встречи в Омске поэтов-футуристов Давида Бурлюка и Антона Сорокина. Про яркую фигуру «короля сибирских писателей» Сорокина вещает обширный текст искусствоведа Ирины Девятьяровой, безусловно, познавательный для омичей. Почитали про «выкрутасы» эксцентричных поэтов, и с новыми знаниями пошли дальше. По левую руку — брутальным шрифтом выведено «Конструктивизм». Автор Роман Kreemos из Подольска рассказывает, что это первая мысль, которая пришла ему в голову, когда он увидел омский ж/д мост. Собственно, конструктивизм в архитектуре появился позже — уже в 1920-ые годы. Но художника вдохновила железнодорожная инфраструктура, и винить его в этом мы не можем — ведь он хотел запечатлеть именно свой взгляд на воплощение идей той эпохи. На видовой точке омской подземки нечто яркое и блестящее — да это же макет «шара Бухгольца» превратился в «дискошар»! Концепт автора Алены Шапарь гласит, что «никто не прикатывает в Омск просто так, но каждого приезжего здесь ждет недетская «вечеринка». В прошлом сюда ехали, чтобы навести красоту, что-то построить или решить проблему. А что в настоящем? Зачем сюда едут? И какую «вечеринку» омич может предложить гостям? — спрашивает Алена. Любопытно. Арт-объект «Держава» (он же «шар Бухгольца») сам по себе знаковый, известный и беспроигрышный. Здесь же мы наконец видим и поезд, в окнах которого «отражается небо и цели, с которыми люди едут в Омск». И если мы знаем цели визитов выдающихся личностей прошлого, то зачем к нам едут сейчас? Ответить на это предлагается зрителю. «Вагон» поезда пометил знаменитый омский граффитист-вандал SLAVA. Авторы называют его частью современной омской идентичности и самым ярким представителем граффити-сцены нашего города. Собственники зданий, которые стали жертвой его незамысловатого стрит-арта, тут, конечно, могли бы поспорить. И даже хотели бы лично познакомиться со Славой, но омская легенда с 2011 года, когда на стене появился первый тег SLAVA, старается оставаться в тени.
Ближе к выходу по улице Фрунзе — огромная панорама художницы Янины Болдыревой, показывающая строительство железнодорожного моста через Иртыш. Как возводилось это поистине потрясающее сооружение, можно прочитать в нашем материале к юбилею моста. Как пояснила Ирина Гавриленко, подобной исторической фотографии в природе не существует, но благодаря художнице мы видим, что происходило в разных местах, и как велось строительство — с помощью ручного труда, в холод и зной. Художницу вдохновил фотограф строительства Транссиба в Омске Леон Буланже, который на самом деле был преподавателем музыки в Кадетском корпусе. То есть, его можно назвать блогером своего времени, и его глазами мы сейчас смотрим в прошлое.
По мнению Ирины Гавриленко, здесь нет никакого тщеславия в том, чтобы разместить большие портреты людей. К тому же, они не сами себя рисовали, а это сделала художница из Москвы Наталья Денисова. Ей показалось очень важным отобразить людей, которые создавали эту выставку. Кто-то из них живет в Омске, кто-то специально приехал в наш город, чтобы поработать с нашей историей, и их она вдохновила. История развития омской архитектуры, стилей и застройки города заняла почти весь коридор метроперехода. Сразу привлекает внимание огромная фотография исторического облика вокзала, каким он еще был в 1950-ые годы — таким мы его не увидим больше никогда. А также на стене изображены знаменитые «музы» железнодорожников — «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление». Эти скульптуры Франтишека Винклера красуются на здании ОмГУПС, построенном для Управления Омской железной дороги. Правда, в переходе они выглядят более «целомудренными» — художник немного приодел полуобнаженные скульптуры, которые Винклер ваял по античным образцам. Он работал сразу на высоте, на строительных лесах, нанося раствор на металлический каркас. К сожалению, сейчас скульптуры пришли в аварийное состояние, вуз готов их отремонтировать, однако подрядчик, желающий взяться за эту работу, так и не нашелся. Пожалуй, самый яркий персонаж выставки — трехглазый леопард Алены Шапарь, это совместная работа с Димой Трайпом. Из всех историй, которых предложили автору для осмысления, ее больше всего вдохновила профессия проводника.
Внимательные зрители могут почитать на стенах статьи, подготовленные Музеем омских железнодорожников — об истории профессии проводника, особенностях железнодорожной колеи, об исторических зданиях в стиле конструктивизма. Интересны также карты и планы города Омска разного времени, у которых тоже часто задерживаются прохожие. Они наглядно показывают рост города после строительства железной дороги. К слову, Ленинск-Омский и Куломзино (нынешний Старый Кировск) раньше были отдельными городами. Задираем голову наверх — здесь макет части железнодорожного пути в натуральную величину из пенопласта — удариться головой не страшно. В XIX веке ширина первой колеи в Англии определялась шириной колес гужевого транспорта, а затем она перешла на остальную Европу. В Германии и Российской империи приняли за основу колею другой ширины. И это обстоятельство очень помогло России и в Первой, и во Второй Мировой войне — паровозы и составы агрессоров не могли двигаться по нашим путям. Ровно такую же ширину имеют трамвайные пути и метрополитен. А трамваю на экспозиции посвящены отдельные стенды — здесь также исторические фото и статья омского блогера Игоря Федорова. Еще одна объемная фигура на потолке — часы, без которых не обходится ни один вокзал.
Центральная композиция, сменившая «обнаженную женщину в полиэтилене» — работа Марата Абишева. Авторам предлагалась подумать над тем, как человек ощущает железную дорогу. Для позапрошлого и прошлого века это — возможность ускориться и вовремя прибыть на место,а для нас — совсем другое.
В итоге Марат Абишев создал концепцию, связанную с чувствами, эмоцией и любовью. Более светлым шрифтом написано стихотворение, но прочитать слова можно лишь при внимательном рассматривании. Тот, кто «замечает» современное искусство, начинает в него вчитываться. Надпись на чемодане «Happiness» тоже едва проступает — возможно, и это не «черновик», а задумка художника. Ближе к противоположным выходам — социальные плакаты омских художников, один из них посвящен подземному переходу у Дворца пионеров, украшенному работами советских детей. Автор этой работы Макс Ракета инициировал проект по расчистке рисунков от краски. Алена Шапарь свою работу посвятила «Шару Бухгольца» — это ее любимый объект. Это не памятник, а только проект памятника, и с ним связано уже много историй. А Юлия Воронина сделала плакат о линиях электропередачи. И, наконец, первая мини-выставка организована на «Точке свободного высказывания художников» — здесь представлены фотоработы Екатерины Павловой, которая осмысливает для себя понятия души и пытается передать свое лично чувство мира и место человека в нем. Это место для мини-выставок в метропереходе на разные темы, продолжительностью 3-4 недели. Через месяц экспозиция сменится, и из желающих сюда попасть художников уже создалась очередь.
Большая выставка «Прибытие поезда. Станция Омск» будет проходить до конца октября, а затем планируются еще три экспозиции.
|